Социальное служение

Благочинный Кольчугинского округа имеет помощников
по следующим направлениям:

    • религиозное образование и духовно-просветительская деятельность
    • миссионерская деятельность
    • работа с молодежью
    • социальное служение
    • работа со СМИ
    • взаимодействие с вооруженными силами

Социальное служение

ss1Социальное служение Церкви является одной из значимых форм проповеди веры Христовой, нравственных принципов и привития духовности. Так всегда было на протяжении многовековой истории Православия и лишь 70-летний период атеистического господства, которому подверглась Россия в XX столетии, вытеснил Церковь из всех сфер общественной деятельности. Когда в начале 1990-х годов она получила возможность принимать участие в социальном служении, то оказалось, что многие принципы этого вида церковной деятельности были утеряны и забыты.  В настоящее время государственной властью Церкви выделяется особое место и роль в разрешении самых насущных и сложных проблем в оказании духовной и материальной поддержки людям, так остро нуждающимся в ней.

Все приходы Благочиния проводят определенную социальную работу, включающую в себя самые разнообразные благотворительные акции и мероприятия. Их проведение уже давно показало всю важность и необходимость участия в них Церкви. Ведь люди, для которых проводятся эти мероприятия, зачастую перенесшие глубокие психологические травмы, нуждаются, в первую очередь, в слове участия и утешения, а надежда, вселяемая в их сердца православным священником, способна, насколько это возможно, уврачевать и осмыслить перенесенную ими душевную боль, обрести надежду.

В Благочинии социальное служение осуществляется в трех направлениях:

  1. В медицинских учреждениях.
  2. В социальных учреждениях.
  3. В исправительно-трудовых учреждениях.

Миссионерская деятельность

ss2Вся полнота Церкви призвана к миссионерскому служению. Церковь называется апостольской, то есть обращенной к миру, посланной в мир Спасителем нашим Иисусом Христом. Первоначальное значение миссии – проповедь веры среди нехристиан, распространение Царствия Божия в мире и созидание новых Церквей. Сейчас под миссией принято понимать направление миссионеров (проповедников) в определенные страны и их деятельность, а также особое служение, направленное на воцерковление формальных христиан.

Кроме церковного понимания миссии существует и юридическое определение миссионерской деятельности, которое отражено в проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». «Миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение своего вероучения среди лиц, не являющихся членами, участниками, последователями данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в религиозное объединение, и осуществляемая религиозными объединениями либо уполномоченными ими лицами непосредственно, публично, при помощи средств массовой информации либо другими законными способами».

Миссия, как апостольство, всегда составляла главнейшую из обязанностей церковных людей как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф. 28:19-20).

С миссионерской деятельностью тесно связана катехизация, как ее органическое продолжение. Задачей миссии является свидетельство о Христе, благовестие, призыв к человеку войти в Церковь Божию, а задачей катехизации — помощь в воцерковлении тех, кто откликнулся на этот призыв. Катехизация призвана укрепить их веру, сделать ее осознанной и деятельной, дабы жизнь этих людей наполнилась подлинным христианским содержанием. Нужно, чтобы обратившиеся ко Христу стали членами конкретных приходов, участвовали в церковных Таинствах, были религиозно грамотными людьми, избежали ошибок в духовной жизни.

Сейчас в духовном просвещении нуждается подавляющее большинство граждан нашей страны, многие из которых уже крещены, но фактически не живут церковной жизнью. Поэтому развитие катехизической деятельности является важнейшей церковной задачей, решать которую следует абсолютно на всех уровнях.

Одной из наиболее острых проблем в области катехизации в наше время является то, что ее очевидную необходимость не видят не только те, кто желает приступать к Таинствам Церкви, но и отдельные священнослужители.

Приходя креститься и крестить своих детей без элементарных знаний о том, каким ответственным шагом является Таинство Крещения, перед Кем и в чем состоит эта ответственность, в какой огромный и прекрасный мир входит крещаемый, люди обкрадывают сами себя и своих близких. Крещение, по слову апостола Петра, это «обещание Богу доброй совести» (1 Пет. 3, 21). Если это обещание остается только в словах, произнесенных во время Таинства самим крещаемым или его восприемниками, то оно становится, безусловно, ложью пред Богом.

Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечает: «Результативность трудов клирика следует измерять не по количеству совершенных треб в храме или по вызову. Эффективность пастырской деятельности измеряется тем влиянием, которое совершенное Таинство окажет на жизнь пасомого или пасомых. Подводя личный итог своего церковного года, священник должен уметь честно ответить себе на вопрос: сколько крещенных мною людей воцерковилось или оказалось на пути к воцерковлению…».

Главным содержанием катехизации является наставление уверовавшего в Бога человека в нравственных нормах христианства, сообщение ему главных вероучительных истин, ознакомление его со Священным Писанием, как Божественным Откровением, приобщение его к литургической жизни  Церкви, к святоотеческому  молитвенному и аскетическому опыту.

Основными направлениями катехизической деятельности на приходах Благочиния  являются:

  • оглашение (подготовка людей, уверовавших в Бога, к Таинству Крещения),
  • пастырская деятельность по подготовке прихожан к участию в Таинствах, проповедь Слова Божия,
  • совершенствование пения и чтения в богослужении и разъяснение его содержания, (псаломнические курсы)
  • систематическая духовно-просветительская работа с прихожанами (в т.ч. воскресная школа для взрослых, беседы, приходская библиотека, регулярные паломничества и др.),
  • православное  воспитание и образование детей, подростков и членов их семей (преимущественно через церковно-приходскую воскресную школу),
  • приходское консультирование по вопросам православной веры и церковной жизни,
  • катехизация в процессе социального служения (в больницах, тюрьмах, детских домах и т.п.)

Работа с молодежью

ss3В Благочинии при центральном храме Покрова Божией Матери в г. Кольчугино существует Воскресная школа.

Центральным звеном учебно-воспитательного процесса в школе является Литургическое общение, то есть совместное участие детей и родителей в Церковных Таинствах. Совместное религиозное обучение и воспитание детей и родителей, осуществляется согласно учебному плану, включающему в себя дисциплины: основы нравственности, Закон Божий, жития Святых, история Церкви, духовное краеведение, старославянский язык, музыка и музыкальная культура.
ss4Главное при этом — сохранить живой контакт с аудиторией, волновать и вдохновлять словом на добрые стремления, стараться помочь молодому человеку глубже осознать свою веру и не превратить опытное знание в «мозговой катехизис». Внешнее звено предполагает общение и практическое взаимодействие всех участников процесса воцерковления на христианских началах по ряду направлений. Обеспечению эффективности учебно-воспитательного процесса способствует подготовка и проведение различных мероприятий. Согласно разработанной педагогической модели весь учебно-воспитательный процесс школы проходит в соработничестве детей, родителей, преподавателей и духовного наставника школы, настоятеля храма.

Взаимодействие со СМИ

ss5В современном мире средства массовой информации приобретают все большее влияние на существующий миропорядок и общечеловеческие ценности.
СМИ являются не только источником информации, но и инструментом формирования общественного сознания, нравственных и мировоззренческих установок личности. С точки зрения Церкви, недопустимы публикации, призывающие к религиозной розни, национальной вражде, подчеркивающие превосходство одних социальных групп над другими.

Церковь сотрудничает со светскими СМИ для того, чтобы нести Евангелие различным слоям общества. «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15).

Необходимо помнить, что информирование зрителя, слушателя, читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока.

Выступления представителей церквей в СМИ предполагают глубоко осознанную ответственность за достоверность предоставляемой информации. Церковь может отказаться от заявлений по любым вопросам в тех СМИ, направленность которых противоречит нормам христианской этики (например, пропаганда порока, межчеловеческой вражды, негативного отношения к религиозному мировоззрению). Мы приветствуем объективное критическое отношение к событиям и фактам, но не приемлем критику, унижающую достоинство личности, разрушающую возможность позитивного диалога.

Каждый священнослужитель призван с должным вниманием относиться к связям со светскими СМИ в целях осуществления пасторской и просветительской деятельности, а также для пробуждения интереса светского общества к различным сторонам церковной жизни и христианской культуры.

Просветительная, учительная и общественно-миротворческая миссия Церкви побуждает ее к сотрудничеству со светскими средствами массовой информации, способными нести ее послание в самые различные слои общества. Любой священнослужитель или мирянин призваны с должным вниманием относиться к контактам со светскими СМИ в целях осуществления пастырского и просветительского делания, а также для пробуждения интереса светского общества к различным сторонам церковной жизни и христианской культуры. При этом необходимо проявлять мудрость, ответственность и осмотрительность, имея в виду позицию конкретного СМИ по отношению к вере и Церкви, нравственную направленность СМИ, состояние взаимоотношений церковного Священноначалия с тем или иным органом информации. Православные миряне могут непосредственно работать в светских СМИ, и в своей деятельности они призваны быть проповедниками и осуществителями христианских нравственных идеалов.

Взаимодействуя со светскими СМИ, мы ставим перед собою цель способствовать нравственному оздоровлению общества и духовному развитию личности, содействовать профилактике и преодолению всякого рода зависимостей (например, наркотической, алкогольной, табачной), социально-неприемлемого поведения. Церковь призвана способствовать развитию социальной справедливости, защищать права и свободы человека, поддерживать проекты миротворческих миссий, межконфессиональное согласие, содействовать предотвращению всякого рода экстремизма.

Бог, будучи источником любви, призывает каждое из Своих разумных творений к уподоблению Себе. Поэтому христианство настаивает на том, что подлинная духовная жизнь немыслима без деятельной любви к Богу и ближним. Однако любовь только тогда достигает своего результата, когда получает выражение в конкретных делах, заботе о благополучии окружающих. Церковь очень высоко оценивает роль СМИ в формировании общественного сознания. На текущий момент перед Православием стоит важная миссионерская задача — научиться вести проповедь с широким использованием тех возможностей, которые сегодня предоставляют средства массовой информации.

Именно поэтому Благочиние  через средства массовой информации активно проводит работу по духовному возрождению населения.

Паломнические поездки

ss6В  течение пятнадцати последних лет в Кольчугинском благочинии активно действует служба паломничества. Многие православные верующие отправляются в поездки по вновь открывающимся монастырям и храмам.

Ядром паломничества является духовное делание, молитвенный опыт, обретаемый в приобщении к посещаемым святыням. Но значение паломничества этим не исчерпывается.

Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые из них находят здесь себе духовников.
ss7Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи — особенно до 18 века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.

Учитывая духовно-просветительскую и образовательную функцию паломничеств, паломническая служба благочиния в качестве сопровождающего направляет в поездки священнослужителей, которые перед поездкой совершают молебен.  В поездке с паломниками клирики читают краткое правило для путешествующих с объяснением содержания молитв, в доступной форме рассказывают о жизни подвижников, об истории Православной Церкви, и отвечает на разнообразные вопросы. Показывают, насколько важно и спасительно для богомольцев не просто посещать святые места, но и помогать им возрождаться.

Противосектантская деятельность

ss8Одним из направлений миссионерской деятельности в Благочинии является противодействие сектам.

По официальным данным Управления юстиции Кольчугинского    р-на зарегистрированы 6-ть не православных религиозных организаций.

В осуществлении противосектантской деятельности важным видится создание определенных условий, при которых риск попадания человека в секту минимален. Необходимо снизить, а в идеале исключить приток людей в подобные организации. Кроме этого, необходимо построить конструктивный диалог с адептами сект с целью приобщения их к Православию.

В процессе практической деятельности на приходах священнослужителями на постоянной основе проводится профилактическая работа путем распространения  разоблачительной информации о сектах.В отдельных случаях используются установленные законом методы.