В кольчугинском Свято-Покровском храме есть икона священномученика Александра Крылова. И хотя он не служил в Кольчугинском районе, но память его почитается православными христианами нашего края особо. Его дочь Мария Александровна Крылова долгие годы до самой своей кончины была прихожанкой нашего храма с самого его открытия в 1989 году. Она же первая и рассказала о мученическом подвиге отца Александра. Данные, собранные кольчугинскими краеведами, также поспособствовали тому, что в 2002 г. протоиерей Александр Крылов был причислен к лику святых новомучеников Российских. В этом же году небольшим тиражом вышла в свет брошюра «Сей есть от рода нашего» о священномученике Александре Крылове. Она издана в Кольчугине по благословению Высокопреосвященнейшего Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского. Электронную версию данной брошюры с исправлениями и дополнениями мы предлагаем вашему вниманию. Материал дополняют также фотографии отца Александра, его семьи, мест, где он родился и служил.
«Сей есть от рода нашего»
Материалы к жизнеописанию священномученика протоиерея Александра Крылова
(1892 — 1938)
По благословению Высокопреосвященнейшего Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского
«Сей есть от рода нашего». Материалы к жизнеописанию священномученика протоиерея Александра Крылова. Издание 2-е, дополненное, исправленное.
г. Кольчугино-2010 г. — 32 с. с иллюстрациями.
Редакционная коллегия издания:
Инокиня Сергия (Ежикова), Дворников В. В., Холковский П. В.
«Тяжелое это было время, но вспоминаю о нем, как о светлой радости, как о великой милости. Ибо благодать изливается преизобильно на всякого, кто несет бремя Христово, потому что Христос того, кто взял крест свой и пошел за Ним, не оставит одного, и идет рядом с ним, поддерживает его крест, укрепляет Своей благодатью».
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский, исповедник.
Верный сын Церкви Христовой
(вместо предисловия)
«Благословен Бог! И в наш век произрастали мученики, и мы удостоились видеть людей, закалаемых за Христа, людей, проливающих святую кровь, которая орошает всю Церковь». Эти слова святителя Иоанна Златоуста, произнесённые в конце IV века, мы с полным правом можем сказать о новых мучениках и исповедниках Российских, обильно, «как финикс процветших» в XX веке и предстоящих ныне в лике угодников Божиих пред Престолом Царя Славы, являя своё всемощное ходатайство за наше земное Отечество и его православный народ. Сонм новомучеников Российских состоит из представителей всех сословий и званий Земли Русской — начиная от Царя-мученика и до последнего бездомного странника — лучших чад России — Дома Пресвятой Богородицы. Промыслом Божиим Русской Православной Церкви было суждено явить миру величие крестного подвига, увенчав несколько веков нашего земного бытия страданием за Христа. Многие тысячи иерархов, священников, монашествующих, мирян прославили Господа мученической кончиной, безропотным перенесением страданий и лишений в лагерях, тюрьмах, ссылках.
Одним из таких страстотерпцев был протоиерей Александр Иванович Крылов, прославленный ныне как священномученик. Мало сохранилось свидетельств его скорбного земного жития, его страданий за исповедание Православной веры и мученической кончины. Но и те немногие документы и факты, которые удалось собрать, свидетельствуют о беззаветном служении отца Александра Святой Христовой Церкви. И долг священника он выполнил до конца, достойно пронеся свой Крест, подражая Самому Пастыреначальнику Господу нашему Иисусу Христу. Все святые новомученики и исповедники Российские, и с ними вкупе священномученик отец Александр Крылов, запечатлевшие свою верность Православной Церкви, уподобились евангельскому зерну, которое, претерпев смерть, обрело воскресение и новую жизнь (Ин.12, 24).
Предлагаемая уважаемым читателям брошюра — это наш малый вклад в увековечение памяти одного из святых Земли Владимирской. Здесь опубликованы материалы, документы, фотографии, воспоминания родственников отца Александра. Составители выражают благодарность всем, благодаря кому стал возможен выпуск данного издания.
В. Дворников
«Кто отлучает нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас». (Рим.8, 35-38)
Детские и юношеские годы
Священномученик Александр Иванович Крылов родился 14 августа 1892 года в селе Ряхово Ковровского уезда Владимирской губернии (ныне Камешковский район Владимирской области). Отец его — Крылов Иван Алексеевич — происходил из крестьянской семьи, получил образование в городе Твери, был учителем в Ряховской школе. Мать — Крылова Мария Афанасьевна, в девичестве Шилова — происходила из купеческой семьи, была домохозяйкой. Мария Афанасьевна преждевременно скончалась, и на воспитании у Ивана Алексеевича остались дети: старшая дочь Анна и сын Александр, которому было всего 3 года. В дальнейшем Иван Алексеевич женился еще раз, и у него родились дети: Александра, Николай, Владимир. Мачеха будущего протоиерея отца Александра — Елисавета — была доброй, ласковой и религиозной женщиной. Он ее любил, как родную мать. Отец же был экономным, строгим, но справедливым. Он и все его дети были крещены по правилам Православной Церкви, но к религии и Церкви Иван Алексеевич относился прохладно. Все его дети выбрали светский образ жизни. Другой — узкий и тернистый путь выбрал Александр. На его воспитание в глубокой православной вере повлияла мачеха Елисавета. Она выучила мальчика молитвам. С ранних лет маленький Саша чувствовал влечение к Богу. Несмотря на то что отец запирал его в доме, он через форточку убегал в храм молиться. Отцу он заявил, что будет учиться на священника, хотя тот был категорически против этого. Мачеха же поддержала Сашу — продала свое приданое для оплаты учебы сына в семинарии.
Начало пастырского служения
В 1907 году Александр окончил Владимирское духовное училище, а в 1913 году — Владимирскую духовную семинарию по 2 разряду. После окончания семинарии он служил псаломщиком и преподавал Закон Божий на разных приходах Владимирской губернии. С 1915 года он прислуживал в Кресто-Воздвиженском храме села Смердово Юрьевского уезда, а также преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе села.
В этой школе работала учительницей дочь местного священника Василия Николаевича Орлова — Екатерина. В этом же году они вступили в брак. Вскоре Александр Иванович Крылов был рукоположен во священника и стал служить в храме села Смердово, так как отец Василий по болезни был уволен за штат.
После 1917 г. началась гонения на Русскую Православную Церковь. Отцу Александру приходилось менять место службы на приходах Владимирской епархии. Особенно тяжелым был 1920 год. В это время отец Александр с семьей жил в с. Ельтесуново Ставровского района Владимирской области. Лето было жарким. Возник пожар в одном из домов на окраине села. При сильном ветре огонь охватил треть строений. Местные пожарные не смогли потушить огонь. Ждали пожарную помощь из районного центра. Отец Александр вынес из церкви икону Божией Матери «Неопалимая купина» и с молитвами обошел вместе с причтом не охваченные огнём дома. И вдруг огонь остановился, пожар стал затихать. Так была спасена от этого бедствия большая часть села.
Позже, уже в декабре этого же года, в дом к батюшке пришел человек с ампутированными руками и, горько плача, признался в поджоге дома в селе. Потом он в нетрезвом виде долго лежал на снегу и обморозился. Особенно пострадали руки. Отец Александр принял его по-христиански, отнесся к нему по-доброму, простил и исповедовал. Его матушка и её сестра, жившая в их доме после смерти мужа и детей, накормили несчастного.
В июле 1920 года скончался тесть отца Александра, священник Василий Орлов. Во время тяжёлой болезни отца Василия батюшка постоянно ухаживал за ним, в нужный момент переносил его на руках, заботился о нём, как родной сын, сам соборовал и отпевал его.
Отец Александр, кроме служения в храме, занимался хозяйством. При его доме имелся участок земли, сад, пасека, лошадь, корова. Батюшка был мастером на все руки: садоводом, пчеловодом, пахал землю, убирал урожай зерновых, заготавливал сено.
Отец Александр нежно любил свою матушку и детей. В это время в семье было пятеро детей: Мария, Людмила, Зоя, Зинаида и Сергей. Батюшка учил детей молиться, водил в храм Божий. Все свои дела он совершал с молитвой и словом Божиим.
Первые репрессии и лагеря
С 1929 года репрессии коснулись и отца Александра. Первоначально Народный суд Ставровского района приговорил его за несвоевременную сдачу налога самообложения к штрафу в размере 50 рублей. Осенью того же года в селе проходила кампания хлебозаготовки. Несмотря на то что по учету комиссии по сдаче излишних зерновых злаков на пропитание семьи отца Александра не хватало 30 пудов хлеба, сельсовет предписал ему сдать в качестве «излишков» 15 пудов ржи и 80 пудов овса. Матушка и дети, узнав о таком непосильном налоге и лишившись уже коровы, начали плакать.
Батюшка, взволнованный слезами обречённой на нищету семьи, 4 октября пришел в сельсовет и в присутствии нескольких человек сначала спросил председателя, в каком положении дело о рассмотрении его заявления об уменьшении налога. Получив ответ, что оно будет рассмотрено, он повышенным тоном сказал председателю: «Неужели вы не знаете, что у меня нет излишков, и с меня требуют не излишки, а налог, как со священника?» Имея в виду угрозу голодной смерти для своих пятерых малолетних детей в возрасте от 2 до 13 лет (а матушка его в это время ждала еще ребёнка), он даже сказал: «Если хотите вешать — вешайте». Добровольно сдавать зерно отец Александр отказался, отказался он и подписывать извещение об этом налоге, так как считал подпись признанием наличия излишков.
6 октября 1929 года отец Александр был арестован народным судьей Ставровского района по обвинению в «агитации против сдачи хлебофуража в проводимой кампании хлебозаготовок». 7 октября он был допрошен и показал следующее (показания записаны малограмотным следователем — прим. составителей): «Думаю, что 4 октября с.г. был вынужден идти в сельсовет с. Ельтесуново по следующим причинам. Когда у нас происходила кампания хлебозаготовки, то на меня было наложено комиссией к сдаче излишних сельскохозяйственных зерновых злаков в размере излишков, коих в наличии у меня в таком количестве нет, а именно: имея запашку на сегодняшний год 0,80 десятины и остальное количество земли яровыми 1,49 десятины, где было засажено частью картофелем и овсом, не дали мне создать излишек в испрашиваемом количестве 15 пудов ржи и 80 пудов овса, а потому продав корову для уплаты с/х налога, не имея средств, и налог…тоже мне непосилен ввиду неправильного учёта объектов в пчелах, моя семья, получив известие о сдаче излишков по хлебозаготовкам и лишившись уже коровы, стала плакать, что, конечно, особо болезненно отразилось на мои нервы, и я решил идти в сельсовет для урегулирования этого вопроса. В результате, когда я спросил председателя в присутствии нескольких женщин и лиц, кои тоже были обложены в большой мере (на их взгляд) к сдаче излишков, в каком положении дело о разборе моего заявления, и, получив ответ, что «будет рассмотрено», где и заявил, что излишков у меня нет и сдавать мне нечего, кроме как хлеб, которым должна питаться моя семья, и в результате на этот счёт пришлось говорить с повышенным тоном, ибо я был уверен, что сельсовет должен был знать, что означенных выше излишков у меня быть не должно, и слов моих о том, что сельсовет давит население своими налогами и хлебозаготовкой, сказано не было, а если и говорил, то только насчёт своей семьи и самого себя, что для меня это есть непосильный налог, который выполнить не могу. И случая в сельсовете, что демонстративно подошёл к столу и разбросал по столу дело сельсовета, также не было, я лишь отказывался от подписи вручённого мне извещения о сдаче излишков и говорил, отдавая его назад, что я слышал объявленную мне цифру сдачи в присутствии свидетелей, а подпись считал признанием, что у меня есть излишки.
Присутствовавший гр. с. Ельтесуново Носков Иван Капитонович одновременно заявил, что у него излишков нет, и он платить также не в состоянии излишков, наложенных на него. И таким образом, то обстоятельство, которое заставило меня в сельсовете сделать крупный с повышенным тоном разлад, я (?) называю, и что действительно повлияло на меня нервное раздражение. Свой поступок считаю по отношению к сельсовету, на основании же вышесказанного, нервным расстройством произведенным, но специальной цели сорвать хлебозаготовки по району и в с. Ельтесуново у меня не было. В данный момент я хотел, чтобы дело мое разобрали по поданному мною заявлению в сельсовет 5 октября, т.е. на следующий день после вышеописанного случая, но если уже оно не разобрано, то я уплатить, т.е. сдать предложенные мне цифры 15 пудов ржи и 80 п. овса должен и сдам, после чего у меня не останется ничего. Больше по делу показать ничего не могу, показание предъявлено мне, прочитано и на 2-ой странице зачеркнуто: в каком положении дело о разборе моего заявления и, получив ответ, что будет рассмотрено — верить».
9 октября отца Александра заключили во Владимирский окружной изолятор специального назначения на общих основаниях. Матушка Екатерина, будучи в положении, пешком добиралась до Владимира, чтобы увидеться с отцом Александром в тюрьме. Посильную помощь ей оказывали в то время монахини Успенского Княгинина монастыря г. Владимира: кормили, давали денег. После ареста батюшки она сдала зерно, за исключением 30 пудов овса, которые вычли по его заявлению.
На допросе 30 октября 1929 года отец Александр также не признал себя виновным в агитации против сдачи хлебозаготовок. Он объяснял повышенный тон разговора в сельсовете своим взволнованным состоянием и говорил, что отказывался сдавать непосильный налог от своего лица, не имея целью побудить к такому отказу других.
«В предъявленном мне обвинении, изложенном в постановлении от 30/Х-с.г. И оглашенном мне, т.е. в прест<уплении> предусмот<ренном> ст. 58-10 УК, виновным себя не признаю, а признаю лишь только в том, что будучи в помещении райсельсовета ввиду своей взволнованности говорил повышенным тоном: «Неужели вы не знаете, что у меня нет излишков, и с меня (?) требуют не излишки, а налог, как со священника». Слова «если хотите вешать, вешайте» я говорил не почему-нибудь, а ввиду того, что после сдачи излишков моя семья должна [неразборчиво]. Слов же, грабьте [неразборчиво] я не говорил. Причины повышенного <тона> моего разговора в сельсовете явилось (?) следствием того, что с/совет в в окладных листах неправильно указал доходы от пчел, а именно вместо 2 полных и одного без матки, указал 10 ульев.
Более показать ничего не могу, записано правильно с моих слов, мне прочитано, к чему и подписуюсь, а вместе с тем заявляю, что сбором хлеба с граждан как священник не пользуюсь, а тружусь сам, обрабатываю землю без наемного труда и питаюсь тем, что нарабатываю сам».
Тем не менее, отца Александра обвинили в том, что он умышленно и вполне сознательно агитировал за срыв хлебозаготовительной кампании, чем подрывал мероприятия, проводимые советской властью. Виновность его сочли подтверждённой показаниями целого ряда свидетелей, и в обвинительном заключении предлагалось применить к нему меры социальной защиты во внесудебном порядке. 29 января 1930 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ постановило заключить Крылова Александра Ивановича в концлагерь сроком на 3 года, считая срок с 9 октября 1929 гoдa.
22 февраля 1930 года отец Александр прибыл на ст. Пинюг Коми АССР Северных лагерей ОГПУ особого назначения (СЕВЛОН), где работал, — вероятно, на строительстве железной дороги Пинюг-Устъ-Сысольск, — землекопом. В лагере батюшка пользовался уважением, показал себя способным, практичным работником. Его даже поставили помощником прораба: он помогал делать математические расчеты на стройке. Непосредственное начальство в лагере уговаривало батюшку отказаться от сана священника и по освобождении перейти на светскую работу. То же советовали ему братья и сестры, но он отказался. Даже в лагере отец Александр тайно совершал требы, исповедовал, отпевал усопших. Однажды двое заключенных, которых утром должны были расстрелять, попросили батюшку их отпеть. Он выполнил их просьбу.
2 июня 1930 года отец Александр направил заявление прокурору СССР по делам ОГПУ, в котором, в частности, писал:
«Руководствуясь статьей тов. Сталина от 15 марта 1930 г. о перегибе партийной линии, я просил бы Вас пересмотреть мое дело и изменить мне наказание, которого я не заслуживаю: во-первых, посевная площадь моя была очень мала и по учету комиссии по хлебозаготовке на мою семью не хватало около 30 пудов хлеба (семья моя состоит из жены, 7 человек детей от 14 лет и до новорожденных и сестры жены 58 л., всего 10 человек со мной). Наложенный на меня хлеб в количестве 95 пудов ржи и овса, из которых по моему заявлению было скинуто 30 пудов овса, этот хлеб был моей женой сдан своевременно. В селе и районе хлебозаготовка прошла с превышением. К Советской власти я относился лояльно, о чем свидетельствует протокол общего собрания гр<аждан> с. Ельтесунова от 17 октября 1929 г., копия которого вместе с заявлениями подана из изолятора в ОГПУ. Землю я обрабатывал своим трудом. Семья моя многочисленная, по своему составу лишена добычников, без меня обречена нищенствовать. Я как родитель имею нравственную обязанность кормить ее, но теперь лишен этого. Происхождением я сын учителя народной школы, внук крестьянина. Свидетельские показания в моем деле, с которыми меня знакомил судебный следователь, ничего не говорят против меня, а скорее в мою пользу. По всему этому прошу Вас пересмотреть мое дело 58 ст. 10 п., спросить местных граждан обо мне и освободить меня от того наказания, которое я несу. Я же лично считаю это дело перегибом партийной линии». Ответа на это заявление батюшка не дождался.
На свободе после лагерей
Отбыв полностью свой срок, он вернулся из заключения в 1932 году. Сильно постарел, хотя ему было всего 40 лет. На Севере он заболел цингой, потерял часть зубов.
В 1930 году, 26 февраля у матушки Екатерины родились двойняшки: Николай и Маргарита. Маргарита прожила только полтора года — умерла по болезни. С матушкой остались ее сестра Анна и шесть человек детей. Без отца семья жила бедно. Анна Васильевна собирала милостыню по деревням. Продавали вещи, которые достались по наследству от родителей матушки. В школе дочерей отца Александра обзывали кличками, дразнили из-за отца. Господь не оставил семьи Своего верного свидетеля: ей помогали сестры матушки — Елена и Александра, да и добрые люди не оставляли в беде. Большой дом священника в с. Ельтесуново отцу Александру пришлось продать, и семья переехала в дом на другом конце села.
Батюшку постоянно преследовали местные власти, угрожая снова посадить в тюрьму. Он искал новое место службы, ездил по епархиям. И вот в 1935 году вместе с семьей переехал в Горьковскую епархию — в село Языково на берегу реки Суры на границе с Чувашией, в нескольких километрах от железнодорожной станции Шумерля. Церковь с высокой колокольней располагалась недалеко от дома священника. Отец Александр и матушка Екатерина водили детей молиться в храм Божий. Батюшка словом и делом учил их закону Божию и соблюдению правил православной веры. Вокруг села Языково были леса. Батюшка часто приносил детям дары леса: грибы, ягоды — и учил их ориентироваться на местности, распознавать растения и диких животных. Он знал и любил лес.
В селе Языково отец Александр с семьей прожил полтора года. Нашлось место в Ивановской области, и они переехали в село Ильинское Семеновского сельсовета Вичугского района. Место это тоже было довольно глухим, вдали от большой дороги. Церковь и дом священника находились возле кладбища. В селе было до десятка домов.
В апреле 1937 года батюшка сначала один переехал в село Стрелки Вичугского района Ивановской области, где освободилось место священника. Местность была живописная, на берегу реки Волги при впадении в нее реки Сунжи. В 2 км находилась пристань Селигорье. Невдалеке располагался поселок Каменка с текстильной фабрикой. Отцу Александру предоставили купленный церковной общиной дом, и в начале лета вся семья поселилась в Стрелках. Батюшка совмещал с церковной службой труд в местном колхозе.
Крестный путь отца Александра
В 1937-38 годах с особым ожесточением проводилась репрессии против «врагов народа». Отец Александр предчувствовал, что очередь дойдёт и до него. Перед арестом он сказал матушке: «Катя, меня скоро заберут. Жаль детей». По воспоминаниям сына Николая, в разговоре дома батюшка сильно возмущался по поводу уничтожения храма Христа Спасителя в Москве.
По доносу некоторых членов церковной общины отец Александр был арестован Вичугским РО НКВД 9 декабря 1937 года и заключён в Кинешемскую тюрьму. Матушка была в обмороке. Младшие дети плакали. Николай от горя бежал по снегу босиком за отъезжающим «чёрным вороном» и кричал: «Папа, не уезжай!» По воспоминаниям дочери — Марии, она всю жизнь пормнила, как забирали отца, как она бросилась к нему проститься и как нквдэшник грубо оттолкнул её, ударив больно в живот, после чего она упала и заплакала. Эту скорбь по отцу Мария несла всю свою жизнь.
Батюшку обвинили в том, что он, «вернувшись из ссылки в 1932 г., своей контрреволюционной деятелности не прекратил, среди церковников и колхозников ведёт активно контрреволюционную церковную пропаганду, устраивает нелегальные сборища церковников, на которых ведутся антисоветские разговоры». Отец Александр был допрошен один раз — 9 декабря 1937 года и показал следующее (ответы его записаны языком следователя — прим. составителей):
«Вопрос: Скажите, когда и откуда Вы прибыли на жительство в с. Стрелки?
Ответ: В апреле 1937 г. из с. Ильинское Семеновского р-на Ивановской обл.
Вопрос: В 1937 г. церковная двадцатка с. Стрелки переизбиралась?Ответ: Нет, сама церковная двадцатка не переизбиралась, а только был переизбран церковный совет.
Вопрос: Когда он был перизбран?
Ответ: В июне 1937 г.
Вопрос: По чьей инициативе переизбирался церковный совет?
Ответ: По инициативе моей, так как старый состав церковного совета в лице председетеля церковного совета Зайцева И.Н., члена Крайнова и Клементьевой, бездействовал.
Вопрос: Пепеизбран, как за пассивность?
Ответ: Да, как за пассивность.
Вопрос: По решению этого вопроса созывали церковников?
Ответ: Да, решался вопрос о переизбрании церковного совета на собрании церковников, которое происходило в помещении самой церкви.
Вопрос: Разрешение на проведение данного собрания от райисполкома было?
Ответ: Нет, не было.
Вопрос: Следовательно, собрание было нелегальное?
Ответ: Да.
Вопрос: Кто был избран в новый состав церковного совета?
Ответ: Активные церковники в лице Клементьевой А.В. церковным старостой, Иванов А.И. председетелем церковного совета, Калинкин А.П. помощником председателя.
Вопрос: По вопросу организации денежного сбора среди населения Вами проводилось нелегальное сборище церковников?
Ответ: Нет, не проводилось.
Вопрос: Вы показываете неправду. Известно о том, что Вами лично проводилось нелегальное собрание церковников, на котором Вы предложили организовать денежный сбор среди населения для покупки вам дома. Что Вы скажете на это?
Ответ: Я отрицаю это, так как дом общиной верующих был куплен еще до моего приезда в с. Стрелки.
Вопрос: Вы арестованы за антисоветскую деятельность, которую проводили среди населения. Признаете в этом себя виновным?
Ответ: Нет, виновным в этом себя не признаю.
Вопрос: Скажите, как часто Вы навещали дом церковницы Карасевой М.Р.?
Ответ: В первые месяца с момента моего приезда в с. Стрелки я проживал у ее на квартире, впоследствии я навещал периодически ее дом два, три раза в месяц.
Вопрос: Кто еще из церковников навещал дом Карасевой?
Ответ: Клеменьтева А.В., Клеменьтев И.Ф., Иванов А.И. Кроме их приходили и др. церковники за различными справками, касающих по церковным делам.
Вопрос: С какой целью они посещали дом Карасевой?
Ответ: Когда я проживал у ее на квартире, приходили ко мне по церковным делам. После моего ухода с квартиры ее дома, мне не известна цель их посещения дома Карасевой.
Вопрос: Вы показываете ложь. Известно, что в доме Карасевой по Вашей инициативе устраивались антисоветские сборища церковников, на которых велись антисоветские разговоры. Дайте откровенные показания.
Ответ: Не отрицаю. Правда, иногда собирались церковники в доме Карасевой, но кроме как чисто семейных, бытовых и церковных вопросов никаких других разговоров не вели.
Вопрос: Вы не даете откровенных показаний. Следствием установлено, что на сборищах церковников в доме Карасевой велись антисоветские разговоры, как то по вопросу предстоящих выборов в Верховный Совет СССР. Требую откровенно рассказать об этом.
Ответ: Правда, в беседе с активной церковницей Клеменьтевой А.В. И еще кто был из церковников в д. Никулине, точно не помню, Клеменьтева говорила: «А почему бы Вас (т.е. Меня) не избрать в Совет, так как по конституции попам предоставлено право голоса, а притом еще ты (т.е. я) теперь работаешь в колхозе. На это я ответил, что да, теперь я могу голосовать и имею право быть избранным. Кроме этого по вопросу предстоящих выборов в Верховный Совет я вел разговоры и с другими церковниками, но с кем персонально, сейчас не припомню, которые спрашивали меня о том, пойду ли я голосовать в день выборов, на что я тоже ответил, что да, пойду, т.к. теперь я имею право голосовать и могу быть избранным. Что касается на сборищах церковников в доме Карасевой разговоров на эту тему никогда не было.
Вопрос: Следствием установлено, что в октябре м-це с.г. На одном из сборищ церковников, происходящем в доме Карасевой, Вами намечалась от церковников кандидатура в депутаты сельского совета. Что Вы скажете на это?
Ответ: Я уже показал, что кроме тех намеков со стороны Клеменьтевой в отношении того, чтобы меня провести в депутаты сельского совета, иных разговоров не было, а также цели в этом никакой не ставили.
Вопрос: Вы вели среди церковников пропаганду о том, чтобы они не голосовали за выдвинутых кандидатов в Верховный Совет т.т. Сахарову и Симочкина. Подтверждаете Вы это?
Ответ: Нет, подобной пропаганды среди церковников я не вел и повторяю следствию о том, что я с церковниками вел разговоры лишь о том, что я могу теперь голосовать и могу быть избранным и 12/XII в день выборов пойду в избирательный участок голосовать.
Вопрос: Следовательно, Вы намекали церковникам на то, что они могут вполне также голосовать за тебя, но не за тех кандидатов, которые зарегистрированы окружной избирательной комиссией. Признаете это?
Ответ: Нет, такой цели я не ставил пред собой и к этому никого не побуждал.
Вопрос: Известно о том, что Вы в беседе с церковником Зайцевым клеветали о якобы тяжелой жизни в Советском Союзе. Что Вы скажете на это?
Ответ: Да, признаю, что я действительно в декабре м-це с.г. в беседе с Зайцевым И.Н. высказывался о якобы тяжелых условиях жизни, которые переживаем при Советской власти и в этомвыражал свои обиды на Советскую власть, которая поставила нас в плохие условия жизни, лишила нас многих привилегий, которыми мы пользовались ранее. При этом заявлял, что ничего не поделаешь, придется терпеть до поры до времени, а там видно будет, что делать. Показания записаны с моих слов верно и мною прочитаны, к чему и подписуюсь».
Как видно из протокола допроса, отец Александр признал себя виновным в том, что переизбрал пассивный церковный совет в июне 1937 года без разрешения на то Вичугского райисполкома. Несмотря на то, что он признал себя виновным частично, достаточным изобличением вины по ст. 58 п. 10 ч. 1 УК РСФСР сочли показания свидетелей. 27 декабря 1937 года тройка УНКВД по Ивановской области постановила: «Крылова Александра Иванович — расстрелять. Лично принадлежавшее ему имущество конфисковать».
Матушке Екатерине объявили, что он осужден по ст. 58-10 без права переписки. После смерти Сталина матушка подавала запросы о судьбе отца Александра в различные судебные инстанции. 7 мая 1958 года Ивановский областной суд реабилитировал отца Александра по делу 1937 года. Семья получила свидетельство о смерти, зарегистрированное в г. Вичуга Ивановской области 22 июня 1959 года, в котором говорилось, что гр. Крылов А. И. умер 20 марта 1942 года в возрасте 50 лет от воспаления легких. Это свидетельство оказалось ложным.
8 января 1938 года (это 26 декабря 1937 г. по старому стилю) священник Александр Иванович Крылов принял мученическую кончину: был расстрелян в г. Иваново и захоронен на городском кладбище в Балино. Точно место его захоронения неизвестно.
Ныне там установлен мемориал в память жертв политических репрессий, а в 2000 г. построен храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Супруга отца Александра матушка Екатерина последние годы жила в г. Кольчугино, захоронена на кольчугинском городском кладбище. Здесь же нашла своё последнее упокоение и их дочь Мария Александровна, которая также проживала и работала в Кольчугине.
28 апреля 1989 года прокуратура Владимирской области реабилитировала отца Александра по репрессии 1929 г. Лишь в 1994 г. его младший сын Николай Александрович узнал о расстреле отца.
Прославлен в лике святых
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 октября 2002 года протоиерей Александр Крылов канонизирован в лике новомучеников и исповедников Российских.
Память его в церковном месяцеслове совершается в день мученической кончины, то есть на второй день Рождества Христова, когда празднуется Собор Пресвятой Богородицы — 8 января (26 декабря старого стиля).
Священномученик Александр входит также в собор Владимирских святых, его имя включено в собор Ивановских святых.
В 2009 году по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия владимирскими иконописцами написана икона священномученика Александра. Она передана в Богородице-Рождественский монастырь города Владимира.
Наш край приобрёл ещё одного небесного покровителя и молитвенника, прославленного Церковью в лике святых угодников.
Священномучениче Александре, моли Бога о нас!
Священномученику Александру составлены тропарь, кондак и молитва.
Тропарь, глас 3:
Измлада к Богу любовию окриляемь,/ служения мирскаго удаляяся,/ изволил еси приметатися в дому Божии,/ паче неже жити в селениих грешничих,/ темже благодать священства достойно восприял еси,/ и яко добрый пастырь душу за овцы полагаяй,/ кровь свою за Христа излияв,/ лику новомученик Российских сочетался еси,/ священномучениче Александре, моли Христа Бога,/ Отечеству твоему в православии утвердитися,// и сыновом Российским спастися.
Кондак, глас 2:
По имени твоему и житие твое,/ священномучениче протопресвитере Александре,/ защитник истины в годину гонений явился еси,/ паству свою от волков хищных оградив,/ Церкве Христовы обручниче,/ кротости и смирения образе,/ любве Божественныя подражателю,/ поминай нас, верно зовущих ти:// радуйся, Александре, новомучениче Христов добропобеднейший.
Величание
Величаем тя,/ священномучениче Александре,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа во утверждение на Руси Православия// претерпел еси.
Молитва
О, святый священномучениче протопресвитере Александре, ты от юности мирскаго суетнаго жития обратився, Богу единому работати вожделел еси, темже и Бог твое благое произволение освяти, благодати священства сподоби и пастыря добра тя Церкви Своей дарова, евангельским словом и житием в годину гонений утешающа и утверждающа верныя. Услыши убо и нас, любовию тя призывающих, и испроси нам у Господа Сил веры и упования утверждение, дух ревности о славе Божией, дух братолюбия и милосердия, дух трезвения и целомудрия, да всегда радующеся, непрестанно молящеся, о всем благодаряще, всеблагую волю Божию о нас потщимся исполнити и наследницы явимся Небеснаго Царствия купно с тобою и со всеми новомученики Российскими. Аминь.
Источники, использованные для составления брошюры:
1. Архив УФСБ РФ по Владимирской обл. Арх. д. № П-4730
2. Архив УФСБ РФ по Ивановской обл. Арх.-уг. д. № 5080-П
З. Воспоминания Н. А. Крылова
- Воспоминания М.А. Крыловой
- Заседание Священного Синода// Церковный вестник. 2002. Окт. N 19(248). С.5
- За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000
- Минея дополнительная. Выпуск 1.-М.: Издательский отдел Русской Православной Церкви, 2005.-416 с.
- Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века. Сайт Православного Свято-Тихоновского Богословского Института
- Сайт Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии
- Свет веры. Вестник Владимирской епархии. №7 (16), 2009
«Смерть мучеников есть явное поражение убивающих и блистательная победа убиваемых».
Святитель Иоанн Златоуст